Почему плёнка?. Polina Soyref

Кто снимает на плёнку, тот неизбежно отвечает окружающим на вопрос — почему?

И часто просит снисхождения. То есть — кадр лишён смысла, «зато на плёнку».
Как будто бы это служит оправданием.
Но — я уверена — никому нет дела до того, как сделаны фотографии.

Кадр может быть не очень удачным, но ценным, если он из уникального места (случайное фото из Антарктиды интереснее случайного фото из Парижа по тем же причинам, по каким редкое животное получает больше внимания, чем крыса),
если на нём событие или явление, которое мало кто видел;
кадр может быть важен кругу профессионалов, когда он получен каким-то непростым способом;

но «это снято на плёнку» не добавляет кадру никакой ценности, это примерно то же самое как «это снято блондином» или «это снято с похмелья» —
мне, как зрителю, никакого дела нет до обстоятельств. Мне интересна картинка.

Поэтому основания для «я снимаю на плёнку» должны быть где-то внутри.

Я снимаю на плёнку, потому что не люблю долго сидеть за компьютером после съёмки и не люблю отвлекаться от происходящего, то есть от самой съёмки.
Мне не нравится выбирать десять лучших фото из сотни, я предпочту выстроить кадры и выбрать десять из дюжины.
Мне не нравится отвлекаться на экран цифровой камеры и смотреть, получилось или нет — лучше я подумаю о процессе, а не бегло оценю результат.

Мне нравится процесс работы с аналоговым изображением — но я не прошу иначе смотреть на эти фотографии, потому что они на плёнку.
(Хуже того, когда я понимаю, что что-то лучше снять цифровой камерой — я отложу плёнку в сторону.)

Первый раз я проявила плёнку, чтобы понимать, как это происходит. Сейчас мне кажется — это нужно попробовать каждому, кто снимает, чтобы знать, что происходит с плёнкой. Отдать плёнку в лабу и получить картинки на флешке, не представляя, как они там оказались —
это как покупать в супермаркете сосиски, предполагая, что они прямо так и растут на деревьях. Или водятся в реке. Или их подстреливают и ощипывают. Ну, я точно не знаю, но что-то там происходит.

Потом я проявляла сама, потому что это круто звучало. Могла бы отдавать в лабу, возможно, даже результат был бы лучше, но я хотела сама. Мне нравилось говорить «я сама проявляю плёнку», но одновременно мне нравилось проявлять.

Потом я первый раз увидела, что разные проявители дают разный результат. После этого назад дороги не было. Проявка стала таким же средством выразительности, как и композиция.

Следом за проявкой — аналоговая печать.

Всё это сильно прокачивает тебя как фотографа. Подумай, какой ты хочешь результат, какой сейчас свет, какую ты возьмёшь плёнку, как её проявишь (поменяй решение в последний момент и удивись результату), помни о контрастах и светотеневых пятнах, если хочешь напечатать эти фото  —
при печати многое выглядит иначе.
Помни про кадрирование и горизонт — исправить сложнее, чем на компьютере.
Будь в процессе съёмки, будь внимательным и чутким, следи за линиями и светом, сделай кадр, которому не нужны правки.
Знай, что никогда не получится точно по-твоему.

Это азарт. Это другое отношение к изображениям. Но — это не оправдание и не повод просить больше внимания к своим фотографиям.

Просто мне нравятся эти процессы.

2020, написано для любимой лаборатории аналоговой печати dark kitchen

Тексты

Почему плёнка?. Polina Soyref

Время и память в фотографии

нелинейность времени, подмена памяти, Хайдеггер для издания Института имени И. Е. Репина, 2019
Почему плёнка?. Polina Soyref

Керамическая мастерская в Лаппеенранте

история одной фотографии 2019
Почему плёнка?. Polina Soyref

интервью — dark kitchen

разговор 2019
Почему плёнка?. Polina Soyref

bang bang

коротко о том, что ты фотограф и без камеры в руках 2018
Почему плёнка?. Polina Soyref

Фотография и границы приватного и публичного

страх, красота и стремление быть увиденными 2018
Почему плёнка?. Polina Soyref

Научись фотографировать

о визуальном поле и о том, как с ним взаимодействовать для журнала «Найди лесоруба», 2017
RU
EN