Shiyes, July 2019

Shiyes is a disused railway station in the north of European Russia, more than 1000 km from Moscow.

In 2018 construction started for a landfill site of 5000 hectares that would take mixed waste from Moscow. People living nearby became concerned that the landfill would contaminate the groundwater and cause harm to the whole region.

A protest camp was established next to the site in early 2019. After clashes between protesters and construction site security, the work was stopped. Since then, the camp has continued to exist to monitor that construction does not restart. At least as of June 2019, the construction project still did not have documents confirming its safety for the environment. As of the end of November 2019, the camp was still there.

Only in 2020 a court declared the construction illegal and ordered the territory to be restored to its’ original state.

Shiyes is the first long-term environmental protest in 21st-century Russia, but it is also a response to corruption, and the government’s often clearly visible indifference to the opinions of people.

I spent several days in the camp in the beginning of July 2019. I was interested in the daily life of people who are participating in a long-term protest away from civilization:

“Trains don’t stop at Shiyes. To get there, you get off at the next station, 23 km away, then walk or get a lift along a forest road. Electricity is provided by a small generator, cell phone service is weak. It’s hard to get there, but people come from all over the country. Some of the more active protesters have faced prosecution.

Life at the camp rotates around duty periods: at the kitchen or at one of the lookout posts. Cooking is done on fires, for the whole camp at once. There is music, a guitar and makeshift exercise equipment, and a strict no-alcohol rule. There are men and women, and age varies from 20 to 60. People sleep in tents, water for washing has a dark brown color from the nearest spring. There is a “sauna” (“banya”) in a tent with a stove.”
- summer 2019

EN

Шиес, июль 2019

Шиес — ж/д станция на севере центральной России. Деревня вымерла в 2002, до ближайшего посёлка 23 км, до Москвы — больше 1000 км. Болота, леса и глушь.

В 2018 году власти приняли решение построить здесь полигон для хранения неперерабатываемых отходов из Москвы. Стройку нашли местные охотники. Необходимых документов и разрешений на строительство полигона не было, местных жителей тревожило, что полигон загрязнит грунтовые воды, и это повредит целому региону. Ситуация попала в СМИ.

С февраля 2019 возле стройки существовал лагерь протестующих. Сюда приезжали люди со всей страны. В результате прямых противостояний весной 2019 года протестующие добились остановки строительства. После этого лагерь продолжал своё существование как наблюдательный пункт: протестующие следили за перемещением техники на стройке и были готовы тут же придать огласке продолжение строительства.

В 2020 году суд признал строительство полигона незаконным и постановил снести построенные здания и рекультивировать территорию.

Шиес — первый долгосрочный экологический протест в России 21 века в массовом сознании жителей. Этот протест — не только против загрязнения окружающей среды, но и против отстающих технологий, коррумпированности власти, демонстративного безразличия к мнению регионов.

Я провела в лагере несколько дней в начале июля 2019 года. Меня интересовала рутина и повседневность, то, как устроен быт людей, причастных к сложному долгосрочному протесту вдали от цивилизации:

«На станции Шиес не останавливаются поезда, нет автомобильной дороги, нет водопровода и электричества (кроме маленького генератора), с перебоями работает связь. Сюда сложно добраться, поэтому здесь нет «случайных» людей. Каждый, кто сюда приезжает, потратил на это достаточно сил. Мотивации разных: протест, любопытство, желание поддержать, желание быть причастным. Есть определённый риск: против самых активных ведутся судебные разбирательства.

Жизнь лагеря в «мирное время» (когда нет активных противостояний с охранниками и строителями) состоит из дежурств (кухня и наблюдательные посты). Никого не принуждают, каждый дежурит добровольно. Из цивилизации сюда присылают еду и воду, здесь готовят на кострах, горячий завтрак и ужин достанется каждому. Играет музыка, поют под гитару, занимаются спортом. В лагере строгий сухой закон.Здесь примерно поровну мужчин и женщин, возраст — от 20 до 60 лет. Сон в палатках, вода для умывания — тёмно-коричневого цвета (такая течёт в ручье), «баня» — в палатке с печкой.»
— лето 2019

RU